Нападающий "Локомотива", возвращенный Гусом Хиддинком в сборную России на стыковые матчи со Словенией, в минувшем туре стал героем встречи с "Амкаром". На следующий день после победы, вырванной на третьей добавленной минуте игры, форвард поделился своими впечатлениями с "СЭ".
- Когда в последний раз забивали на последней минуте матча?
- Пару лет назад мы играли с "Москвой" на выезде. Тогда в добавленное время забил победный гол (в 2006-м в 7-м туре "Москва" - "Локомотив" - 0:1).
- В воскресенье на поле страсти закипели после удаления Шарлеса?
- Думаю, это послужило дополнительным толчком. Нам не оставалось ничего, кроме как грызть землю и идти вперед, оголять тылы. Вдесятером намного труднее и атаковать, и назад возвращаться. Эмоции били через край. Страсти тоже.
- Удаление заслуженное?
- Глупое. Обе карточки за неспортивное поведение. Но что случилось, то случилось. Нельзя судить партнера по команде. Хотя без одного футболиста играть сложнее.
- В этом году у "Локо" вообще восемь удалений...
- Но большинство было в начале сезона. При Семине никто себе таких вольностей не позволял.
- А с чем связано такое количество удалений?
- Стечение обстоятельств. При Рахимове все карточки были по делу - игровые. От них порой никуда не деться. Там фол "последней надежды", здесь нарушение. Не было, скажем, откидок мяча. Дисциплина была на должном уровне. Проблемы, наверное, возникали в игре. Соперник вынуждал нарушать правила в экстремальных ситуациях, за что мы и получали карточки.
- Следовательно, сейчас проблем в игре меньше...
- Ну, раз удалений меньше, да и место в турнирной таблице выше, в этом есть какая-то логика.
- Не могу не спросить - что случилось в эпизоде с пенальти?
- Наверное, просто не отошел физически от предыдущего игрового момента (толчок в спину, после которого был назначен одиннадцатиметровый. - Прим. "СЭ"). Возможно, нужно было больше времени, чтобы восстановить дыхание. Но отдаю должное вратарю - он переиграл меня начисто. И претензии здесь могут быть только ко мне самому. Надо признавать свои ошибки. Усминский знал, что я буду бить на силу. Поэтому стоял на месте.
- Раньше говорили, что вы не смотрите на голкипера, когда бьете...
- Я и не смотрел. Только бросил взгляд вперед, и внутри появилось неприятное чувство: что-то может пойти не так. Трудно описать словами ощущение. Повеяло неудачей. Но, повторюсь, это моя ошибка.
ВСЕ СИДЕЛИ МОЛЧА
- В раздевалке, наверное, что-то невероятное творилось?
- Наоборот. Просто выдохнули с облегчением и сидели практически молча, переваривали произошедшее. Кстати, хочу извиниться перед болельщиками и прессой, что не смог выйти к ним. Так был опустошен! Эмоции оказались не на нуле, а в минусе. Не был способен ни на что. Никогда еще подобного не чувствовал. И сожалею, что так случилось.
- Юрий Палыч тоже сидел молча?
- Нет! Я еще на поле увидел, когда он благодарил болельщиков, - ему очень тяжело далась игра. Был не похож на самого себя, усталость была написана на лице.
- Какая встреча была близка по накалу к воскресной?
- Сложно сказать. Еще не схлынули эмоции от этой игры. Вроде бы и день прошел, и выспался, и отдохнул. А будто только просвистел финальный свисток. Перед глазами всплывают эпизоды игры. Если бы матч не закончился так хорошо, то было бы худо. Это, поверьте, очень сильно бьет по психологии. После незабитого пенальти нет несчастнее человека.
- Если попросят пробить пенальти словенцам - подойдете к точке?
- Я в себе уверен. Но, думаю, в сборной есть люди, которые тоже хорошо реализуют "стандарты".
- Из антигероя стали героем матча. А какой из забитых голов вам больше всего нравится?
- Не сказал бы, что забил пермякам супергол. Понравился второй мяч с "Томью". Ну и, конечно, самые важные голы те, которые приносят победу. Они и доставляют больше всего удовольствия. А когда забил красиво, но результата нет, он получается бессмысленным.
- То, что знали результаты других встреч, давило?
- Не могу говорить за других, но я не смотрел на конкурентов. Все было в наших руках. Нужно было добиться победы и ни о чем не думать. Как только на уровне подсознания начинаешь загадывать, что случилось с другими, прогнозировать - это никогда до добра не доводит.
- Вы пропускаете следующий матч. В Химки поедете поддержать команду?
- Конечно. Сяду на лавочке с массажистами где-нибудь с краю. Оттуда буду смотреть игру. Чтобы быть рядом с командой, потому что это очень важный для нас матч.
- Кто сейчас главный конкурент "Локо"?
- У всех равные шансы, как бы банально это ни звучало. Кто лучше финиширует, сохранит больше сил на последние матчи, тот и завоюет последнюю путевку в Лигу чемпионов. Рецепт прост.
- Не обидно, что теперь приходится ждать осечки "Зенита"?
- Обидно, конечно. Сейчас уже начинаешь возвращаться назад. Думать, где могли бы добрать очков. Но футбол не терпит сослагательного наклонения. Все хороши задним умом. Что имеем, того и достойны. Знаем ошибки и не боимся о них говорить. Да, много очков потеряли в сезоне. Но команда у нас с характером - выправила ситуацию, которая была совсем не радужной.
- В середине сезона, наверное, вообще думали, как бы вновь не оказаться на седьмом месте?
- Руки, конечно, после такого старта опускаются. Но надо отдать должное команде, тренеру, болельщикам. Доказали, что "Локомотив" - команда с большой буквы.
ТЕЛЕФОН БОРОДЮКА ВСЕГДА ЗАСЕКРЕЧЕН
- Звонка из сборной ждали или были другие планы на неделю?
- Планов у меня всегда громадье. Никогда не бывает свободного времени. Но звонок был очень приятным сюрпризом. Я старался, играл, на совесть работал. Наверное, тренеры заметили это.
- Бородюк звонил?
- Да, вместе с Корнеевым.
- А его номер вбит в ваш телефон?
- Нет. Он всегда звонит с засекреченного номера. Телефон пишет: "Номер засекречен". Берешь трубку. Секунда неизвестности. А потом слышишь знакомый голос, который ни с чем не спутаешь. И сразу понятно, кто тебе звонит.
- Бородюк серьезно приглашает?
- В полушутливой манере. Все знают, что чувство юмора у Александра Генриховича на самом высоком уровне. Так что все очень весело происходит. Это разряжает обстановку. И более приятно, чем официальное приглашение, которое все равно что штамп или факс. Нам факсов в клубе хватает. Пусть там будет все официально, четко и ясно. А в личной беседе лучше так.
- Хиддинк сказал: "Дима перестал переживать из-за собственных неудач на поле". Согласны?
- После незабитого пенальти я очень сильно переживал. Хотя, наверное, он прав. Я понял, что нельзя зацикливаться на неудачах. Если не реализовал один момент и опустил руки, грош тебе цена. А если переломил себя и бьешься с двойной самоотдачей, это дорогого стоит.
СЛОВЕНИЯ - КРЕПКАЯ КОМАНДА
- Что знаете о Словении?
- Это очень крепкая команда. Многие играют в бундеслиге, так что им свойственна немецкая дисциплина. В то же время для игроков нашей сборной, которые на поле умеют импровизировать, это даже лучше.
- Словенцы обрадовались, что попали на нас. Получается, мы слабее и Греции, и Португалии, и Франции?
- Пускай так думают. Мы же постараемся доказать обратное.
- А с чем ассоциируется Словения?
- На самом деле я мало знаю о ней. Небольшая страна. Республика, входившая в Югославию. Я общался с Дуймовичем, и он сказал, что в футбольном плане эта сборная была всегда ниже и Сербии, и Хорватии, но всегда отличалась добротными игроками, пусть и не хватающими звезд с неба. Славилась коллективом. Ну и, конечно, помню Заховича - незаурядного игрока с незаурядным характером. Помню их стыковой матч с Украиной. На этом мои познания заканчиваются.
- В Словению хотели бы поехать отдыхать?
- Нет.
- Наверняка смотрели матч с немцами. Чего не хватило?
- Удачи. Настолько выкладывались, бились. Были заряжены на победу! Забей там, поставь судья чистый пенальти - и все пошло бы по-другому. Но такое бывает. Никаких претензий предъявлять нашим игрокам нельзя. И это огромный плюс. Раньше только мечтали о том, чтобы Германия уносила ноги из России. А раньше ездили к нам как на легкую прогулку.
- Да и игрокам проще настраиваться?
- Конечно, это придает уверенности в своих силах.
- Многих волнует, останется ли Хиддинк после чемпионата мира...
- Сейчас на повестке - стыковые матчи. А этот вопрос неактуален пока. Не надо обращать внимание на то, что далеко впереди.
ПОДАРИЛИ САМОГОННЫЙ АППАРАТ
- Недавно у вас был день рождения. Что подарили друзья?
- От одноклассников получил самогонный аппарат. Еще в деле его не испытал, но соседей обязательно угощу. Они у меня народ веселый. Сам, правда, не обещаю, что буду пробовать. Только адрес мой не говорите никому! Это же вроде как не очень законно (смеется).
- Недавно вы играли в Томске. Не было желания заехать домой?
- Давно не ездил в Омск. А хотелось… Но поезда туда из Томска ходят не каждый день. Потерял бы полуторо суток, чтобы добраться до дома. И больше бы устал. Но в Омск, конечно, тянет, потому что это родной город.
- За "Иртыш" переживаете? Он вышел в первую лигу.
- Нет. Это команда мне безразлична, потому что некрасиво обошлись с отцом. Он был президентом клуба и многое сделал для его становления.
- Чем сейчас отец занимается?
- Он со мной в Москве. Но мысли его только о футболе. Столько опыта и сил отдано любимому делу!
- Раз уж заговорили об Омске, какое сибирское блюдо никогда не попробуешь в Москве?
- Конечно, пельмени. Потому что в Сибири они совсем другие. Еще очень вкусно делают лосятину с овощами.
- На охоту когда-нибудь ходили?
- Нет. Стрелять в животных - не по мне. Максимум - сходить на рыбалку.
- С Быстровым?
- Нет. С ним редко пересекаемся в жизни.
- Оглядываясь назад, ваш самый серьезный поступок за последнее время?
- Перевез всю семью в Москву. Младший брат ходит в школу неподалеку от дома. Мама с ним делает уроки. Я помогаю. Отец - по хозяйству. Все рядом со мной. Это, конечно, очень важно. Легче. Теперь в Омск не так тянет.
- Сейчас многие уезжают в Европу. Вы за границей поиграли. Есть желание попробовать еще раз?
- Есть, как и у любого амбициозного человека. Но если ехать, то только в серьезный клуб. Не стоит размениваться. У нас в России хороший уровень футбола. А если позовут в топ-клуб, почему бы и нет? Правда, до таких команд еще расти и расти.
- Какой уровень имеете в виду?
- Первая пятерка клубов испанского и английского чемпионатов.